Фрагмент для ознакомления
2
2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в РФ
2.1. Положение субъектов малого и среднего бизнеса и их вклад в экономическое развитие
В 2022 году российской экономике придется привыкать к новым экономическим реалиям. Данный феномен связан с введением санкций, падением курса рубля и прочими экономическими проблемами, возникшими в феврале 2022 года. В связи с этим мы провели исследование, цель которого – разобраться с последствиями в различных сферах бизнеса. Предпринимательская деятельность в России Большая часть субъектов малых и средних предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе – 1 893 млн, практически половина из них – в Москве. Далее по численности малых и средних предприятий идет Приволжский федеральный округ – 1 050 млн субъектов, менее наполненным является Северо-Кавказский федеральный округ – 209 тыс. субъектов. Стоит отметить, что при сравнении ситуации с мартом 2021 года численность субъектов малых и средних предприятий на территории Российской Федерации увеличилась на 224 тыс. Это говорит о том, что рост произошел в тот момент, когда экономика достаточно сильно чувствовала ущерб от эпидемии на фоне заболевания Covid-19.
Анализируя рынок предпринимательской деятельности, а именно численность предпринимателей в различных экономических отраслях на территории Российской Федерации на 2021 год, мы видим, что очевидным лидером является сфера торговли – процент численности составляет 36.9%. На втором месте находится транспортировка и хранение – 12,51%. Далее: консультационная и научно-техническая деятельность – 7,81%; строительство – 6,39%; недвижимость – 5,99%. Стоит отметить, что самой распространенной деятельностью на территории Российской Федерации является именно торговля. Это связано с тем, что, например, в 2021 году в России появилось 15 новых иностранных ритейлеров, что на 15% больше, чем в 2020-м. Большинство экспертов полагает, что популярность российского рынка вызвана тем, что у россиян присутствует лояльность к традиционному шопингу. Более того, сфера торговли не вызывает значительных трудностей при организации предпринимательской деятельности.
Особое внимание стоит уделить численности предпринимателей на территории Российской Федерации в период с 2015 по 2021 год (в миллионах). Стоит заметить, что количество предпринимателей с 2019 по 2021 год значительно сократилось (на 457 тыс.). Относительно равный темп ухода компаний с рынка в 2020 году (около 20%) обуславливается ограничениями из-за эпидемии COVID-19. Основные причины – разногласия с арендодателями, финансовые проблемы из-за паузы в работе в период эпидемии, а также падение покупательского спроса и новые предписания Роспотребнадзора.
Также стоит отметить 10 самых распространенных ОКВЭД на территории Российской Федерации. Опираясь на статистику, мы можем сделать вывод о том, что самым распространенным вариантом предпринимательства является деятельность автомобильного грузового транспорта – 15,5%. Наравне с данным видом бизнеса располагается строительство жилых и нежилых зданий – 15%. Наиболее нераспространенными являются следующие составляющие: оптовая неспециализированная торговля, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, розничная торговля в неспециализированных магазинах – их численность составляет 7%.
2.2. Оценка эффективности государственных программ поддержки субъектов малого предпринимательства в России в период пандемии
Пандемия оказала существенное влияние на разные сферы жизни, в том числе на малый бизнес.
До пандемии коронавируса 89% предпринимателей в сфере малого бизнеса не пользовались мерами государственной поддержки. Этому может быть несколько причин, одна из которых – стремление сохранить независимость, максимально сократив вмешательство государства в развитие бизнеса. Другая причина – именно во время пандемии бизнес столкнулся сразу с несколькими масштабными проблемами, с которыми раньше не сталкивался: дополнительные финансовые затраты, необходимость удаленной работы, закрытие бизнеса на «каникулы».
Вызванный пандемией глобальный кризис подталкивал предпринимателей к тому, чтобы обратиться за государственной поддержкой. И действительно, они стали чаще прибегать к помощи государства. Среди опрошенных 13% предпринимателей обратились за ней один раз, 11% – два-три раза и 4% – более трех раз; однако 72% так и не стали взаимодействовать с государством в этом вопросе. В совокупности доля представителей малого бизнеса, обратившихся за государственной помощью, за время пандемии увеличилась с 11 до 28%. Важно отметить: среди считающих, что отношения между государством и малым бизнесом сейчас улучшаются, хотя бы раз прибегали к мерам господдержки 43% предпринимателей, а среди тех, кто фиксирует ухудшение отношений, эта доля составляет 31%.
Треть (32%) предпринимателей не обращались за помощью, потому что у них не было такой необходимости, 38% – по другим причинам. Среди респондентов, оценивающих отношения между государством и бизнесом как хорошие, 44% не обращались за господдержкой из-за отсутствия необходимости в ней.
Так или иначе, государство ввело ряд мер поддержки: субсидии на выплату заработной платы, отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, мораторий на банкротство, мораторий на взыскание долгов и штрафов и другие. Далее рассмотрим, какой вид помощи оказался самым востребованным и как предприниматели оценивают эффективность принятых мер.
Самыми популярными мерами господдержки среди российских предпринимателей стали: право на отсрочку по уплате налогов (15%), субсидия на выплату заработной платы (14%) и право на отсрочку по уплате страховых взносов (13%). К получению кредита с пониженным процентом и к отсрочке по уплате арендных платежей прибегли по 7% респондентов.
Респондентов также попросили оценить эффективность мер, которыми они воспользовались. Наиболее востребованные меры получили амбивалентные оценки. А вот отсрочку по уплате арендных платежей и кредит с пониженным процентом предприниматели значительно чаще оценивали как полезные.